К 2030 году Россия должна обучить как минимум 1 миллион специалистов по беспилотным летательным аппаратам. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин во время открытого урока по случаю 1 сентября. В казанском Лицее-инженерном центре их не просто готовят со школы, но и учат побеждать.
Сейчас объединенная команда лицея по дронрейсингу занимает верхние строчки, а один из участников, Никита Яушев, входит в тройку лучших пилотов по отборочным этапам соревнований на кубок страны российской Федерации гонок дронов (ФГДР). Что это означает для лицея, для Татарстана?
Прежде всего – что наша команда первой среди школ и лицеев страны вышла на федеральный уровень и уверенно побеждает, обходя в том числе более взрослых и опытных спортсменов, тренирующихся на базах вузов и предприятий. Наш спортсмен Никита Яушев – один из фаворитов чемпионата ФГДР в классе 330, это самые тяжелые дроны, и в определенном смысле самый сложный класс.
Сегодняшнее открытие специализированных кружков БАС и интегрирование БАС в образовательные программы Инженерного лицея дает ученикам возможность летать на трех разных видах FPV (First Person View) дронов мультироторного типа:
— БПЛА «Тинивуп» — это маленький квадрокоптер с бесколлекторными двигателями и FPV оборудованием для гонок в зале или полетов дома.
— Трех дюймовый FPV-дрон для отработки навыков пилотирования и полетов в помещениях;
— 330 мм FPV-дрон для отработки длительного полета, полетов в автономном и ручном режимах, работы с различной полезной нагрузкой (сброс, камеры, ретрансляторы).
Стоимость дрона класса 330 мм – 30-40 тысяч рублей. Чтобы научиться маневрировать, нужно не боятся повредить дрон. Плюс расходы на участие в состязаниях, без которых эволюция пилотов невозможна, поэтому организация ремонтной зоны была одной из главных задач, где пилоты научатся самостоятельно собирать БПЛА с нуля, проводить аппаратную и программную дефектовку, настраивать основные параметры БПЛА в конфигураторах Betaflight, INAV, Mission Planner.
Согласно прогнозам педагогов, прошедших обучение, интеграция образ отельной программы сформирует у учащихся школ базовые знания управления дронами, а впоследствии восполнить дефицит квалифицированных кадров отрасли.
Это особенно актуально в настоящее время, поскольку применение дронов актуально для все большего количества отраслей, например, для мониторинга состояния ЛЭП: оценка объёмов древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне, поиск незаконных построек в охранной зоне, оценка состояния опор, изоляторов, арматуры, поиск аварий, оценка необходимых ресурсов для устранения, поддержка работ аварийно-восстановительных бригад.